[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » В мире математики... » В помощь школьному учителю » для внеклассной работы или просто интересное
для внеклассной работы или просто интересное
irina-litsey27Дата: Воскресенье, 04.09.2011, 15:51 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Куда движется математика?
Брайан Дэвис (Brian Davies),
профессор математики Лондонского Кингс Колледжа

Введение
Доказательства с использованием компьютера
Формальная проверка доказательств
Простые конечные группы
Непротиворечивость арифметики
Обсуждение
Ссылки
Доказательства с использованием компьютера
Первым примером крупной математической теоремы, для доказательства которой был применен компьютер, стала теорема о четырех цветах, доказанная в 1976 году Аппелом и Хакеном [1], [2]. Это сильно обеспокоило многих математиков по двум причинам. Во-первых, был выдвинут довод, что в корректности доказательства невозможно убедиться, не перепроверив вручную все итерации расчетов, проделанных машиной. На тот момент доказательства «правильных» теорем еще казались практически всем математикам безупречными. Возможность случайных ошибок в доказательствах признавалась, но их исправление считалось делом времени. Другое дело, что уже тогда некоторые математики стали задумываться не над тем, истинна ли та или иная теорема, а над тем, почему она считается истинной. Доказательства без понимания сути их не интересовали.

Теорема о четырех цветах важных применений не нашла и долгое время считалась забавным отступлением. Возможно, столь преувеличенный интерес к ней пробудился по единственной причине простоты ее формулировки. Однако время шло, компьютеры становились все доступнее, и компьютерные доказательства стали понемногу получать более широкое распространение. Нет смысла перечислять здесь все случаи таких доказательств, поэтому обратимся лишь последнему известному примеру.

Задача Кеплера заключается в поиске наиболее компактного варианта упорядочивания твердых сферических тел равного диаметра в трехмерном объеме с целью получить максимальную среднюю плотность его заполнения. Ожидаемое решение известно уже давно и широко практикуется на прилавках с апельсинами, выложенными горкой. В 1998 году Том Хейлз объявил о найденном им строгом математическом решении задачи Кеплера, основанном на сочетание аналитической геометрии и сложных компьютерных вычислений. Журнал «Анналы математики» принял статью на экспертизу и созвал комиссию из двадцати ведущих специалистов в этой области, чтобы они дали отзыв о статье. Экспертная комиссия начала свою работу с конференции в Принстонском университете по выработке общей стратегии. Шли годы, референты постепенно выходили из состава комиссии, и наконец в начале 2004 года было окончательно решено отказаться от усилий рецензировать статью. Редколлегия журнала решила опубликовать «теоретическую часть» работы, а «компьютерную часть» переадресовать в какой-нибудь более подходящий журнал. Член редколлегии «Анналов» Роберт Макферсон по этому случаю заметил, что «в отношении статей подобного рода (негласные) редакционные правила отбора материалов к публикации просто не работают» [18].

На заседании Королевского общества велись оживленные дискуссии о возможности формально доказать корректность работы компьютерных программ и тем самым внести ясность в процедуру экспертизы доказательств с использованием компьютеров. По словам Макферсона, в ученом совете не было никого, кто был бы способен предложить реальные технологии доказательства корректности компьютерных программ, так что никакой ясности в проблему внести не удалось. Программы писались без учета возможной необходимости в экспертной оценке их формальной математической корректности, и это огромный минус любых попыток использовать численные методы и компьютерное моделирование в математических доказательствах.

Можно было бы написать «с нуля» совершенно новую программу, полностью реализующую идеи, содержащиеся в теоретической части доказательства. Но эта возможность была отклонена как непосильная ни для какой реальной группы экспертов-референтов, а ведь такая формулировка свидетельствует о том, насколько презрительно математики относятся к трудоемким начинаниям, которыми отнюдь не брезгуют представители естественных наук — взять хотя бы запуск зонда «Кассини» к Сатурну. Кроме того, в процессе вынесения коллегиального экспертного суждения стало очевидно, что проделанные вычисления настолько специфичны и привязаны к частной проблеме, что сделанные выводы вряд ли можно будет применить для решения других, пусть даже и аналогичных, проблем.

Задача Кеплера, в частности, близкородственна задаче определения минимальной энергии покоя большой системы разнородных тел случайной формы и размера, вступающих в различные взаимодействия между собой. Примеров такого рода задач минимизации имеется великое множество, и просто невозможно представить ситуацию, при которой каждая из них будет решаться путем разработки отдельного численного метода и его просчета на компьютере. Если же иных способов решить все эти задачи, кроме как путем математического моделирования, не предвидится, то не лучше ли задаться вопросом: так ли уж важны все эти задачи? Тем не менее задача Кеплера как таковая связана еще с целым рядом проблем, важность которых общепризнанна, в частности с теорией кодов, исправляющих ошибки.

Из положительных сторон я должен все-таки отметить, что компьютеры значительно разгрузили чистых математиков от нудных рутинных расчетов. Вот лишь несколько наугад взятых примеров, которые можно подразделить на несколько категорий. Компьютерная алгебра позволяет быстро производить безнадежно долгие в иных случаях вычисления, необходимые во многих областях знания. Статистическая физика, изучающая динамику поведения макросистем, состоящих из огромного набора хаотически движущихся частиц, не могла бы достичь современного уровня развития без возможности проведения колоссального количества числовых экспериментов. Да, верно, неупорядоченный характер движения тепловых частиц был открыт Анри Пуанкаре еще в конце XIX века; но так же верно и то, что прогрессом статистической физики мы во многом обязаны развитию компьютерных технологий. Невероятная разница в спектральных характеристиках самосопряженных и несамосопряженных матриц была выявлена именно благодаря численным методам и привела к развитию совершенно новой области псевдоспектрального анализа, который сегодня справедливо считается самостоятельным и полноправным разделом «строгой математики» [28].

Контролируемые численные методы сегодня играют важнейшую роль и в статьях, посвященных проблемам чистой математики. В некоторых областях, в частности в области нелинейных дифференциальных уравнений высокого порядка, только компьютерные методы позволили доказать существование решений [22], [23]. При этом в расчетах использовались стандартные итерационные методы и методики расчета допустимых ошибок и доверительных интервалов, принципиальную правильность которых сегодня никто не оспаривает. Главное — строгое доказательство неравенства, которое затем становится неотъемлемой частью доказательства теоремы. В принципе, все те же расчеты можно было бы проделать и вручную, только вот на практике такие трудозатраты оказываются нереальными.
все остальное здесь http://elementy.ru/lib/164681/164683


 
irina-litsey27Дата: Воскресенье, 04.09.2011, 16:17 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Интересная лекция, в принципе, материал для исследовательской работы.
http://elementy.ru/lib/430939
Как расщепляют мгновение
Игорь Иванов
Лекция прочитана на конференции лауреатов Всероссийского конкурса учителей математики и физики фонда Дмитрия Зимина «Династия».
29 июня 2009 года, посёлок Московский
 
irina-litsey27Дата: Четверг, 08.09.2011, 23:24 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
«Сегодня зарабатывать на образовании в России нельзя»
Николай Андреев о популяризации науки в России 125 лет назад и сейчас
http://www.gazeta.ru/science/2011/09/05_a_3757285.shtml
Действительно, одна из проблем современной школы, что дети не понимают, зачем учить то или иное. Если им увлекательно и качественно показать – зачем, они сами захотят выучить тот или другой предмет. Чем выше уровень образованности общества и чем больше у людей желание познать новое, тем более высокий уровень популяризации можно использовать. Но главное, это все же общее фундаментальное образование, которое закладывается в школе-вузе, а тут у нас еще много проблем.

«
 
irina-litsey27Дата: Пятница, 16.09.2011, 18:13 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Все это математика
http://www.dm-b.ru/articles/2819.html
"В мире науки"
№5, май 2010
Дмитрий Хованский

В контексте мировой науки математика занимает особое место — прежде всего как язык, необходимый практически в каждой области научного знания и позволяющий говорить о структуре науки как таковой. Кроме того, математика — не имеющее аналогов средство развития человеческого мышления и формирования человеческой личности. В царице наук – по материалам беседы Сергея Петровича Капицы с ректором МГУ, академиком Валерием Васильевичем Козловым.
 
irina-litsey27Дата: Суббота, 17.09.2011, 20:16 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Защита от электромагнитных излучений

http://www.abc-people.com/typework/physics/doc-1.htm
 
irina-litsey27Дата: Воскресенье, 11.12.2011, 00:40 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.zavuch.info/communi....2%D0%B0
Весело и поучительно.
 
irina-litsey27Дата: Понедельник, 19.12.2011, 23:56 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
http://math4students.ru/index.p....emid=57
Что такое современная математика?
 
irina-litsey27Дата: Воскресенье, 25.12.2011, 00:04 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.polit.ru/news/2010/08/18/imu_180810/
Новым президентом Международного математического союза была избрана женщина
 
irina-litsey27Дата: Пятница, 13.01.2012, 23:03 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.mccme.ru/mmmf-lectures/books/books/books.php \
Серия "Библиотека «Математическое просвещение»"
http://ilib.mccme.ru/plm/
 
irina-litsey27Дата: Воскресенье, 22.01.2012, 14:33 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Боги из машины
Компьютеры снова помогли математикам в доказательстве

На днях появилась новость о том, что ирландским ученым удалось решить занятную математическую задачу - так называемую проблему подсказок в судоку. Оказалось, что невозможно придумать головоломку, которая начиналась бы с 16-ти заполненных клеток и имела бы однозначное решение. Дело, однако, вовсе не в самом утверждении, а в том, что для его доказательства использовался компьютер. Подобный подход стал рутинным в математике относительно недавно, да и до сих пор у многих специалистов вызывает недоверие.

http://lenta.ru/articles/2012/01/10/numbers/
 
irina-litsey27Дата: Воскресенье, 22.01.2012, 14:42 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Школьные программы больше не будут писать на местах
http://умная-школа.рф/news...._mestah

В пресс-службе Минобрнауки пояснили, что о создании федерального стандарта неоднократно просили сами руководители общеобразовательных учреждений.

— Главная цель — упростить написание общеобразовательных программ. Обычно, когда учителя составляют свою программу, им приходится перерывать очень большое количество информации, — рассказали в пресс-службе Минобрнауки. — Реестр позволит педагогу брать оттуда базовую аккредитованную программу, адаптировать под свой контингент учеников и направленность школы и применять.

На перспективу стандартизации образовательных программ в школах эксперты смотрят позитивно.

— То, что учителю не придется изобретать каждый раз велосипед, — это безусловный плюс, — убежден Ефим Рачевский, член Общественной палаты. — Нужно понимать, что есть различия между образовательной и учебной программами. Образовательная намного шире и включает в себя учебную программу.
 
irina-litsey27Дата: Воскресенье, 22.01.2012, 23:13 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Хорошая статья для классного часа
Интернет хуже алкоголя и сигарет?
http://expert.ru/2012/01/20/huzhe-alkogolya-i-sigaret/?n=171
Разрушители иерархий
http://expert.ru/expert/2012/02/razrushiteli-ierarhij/?n=32435
 
irina-litsey27Дата: Понедельник, 23.01.2012, 22:31 | Сообщение # 13
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Уроки Ломоносова
http://www.nanometer.ru/2012/01/17/m_v_lomonosov_267651.html
 
irina-litsey27Дата: Понедельник, 23.01.2012, 22:35 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Взгляд изнутри: мир вокруг нас
http://www.nanometer.ru/2012/01/16/vzglad_iznutri_267532.html
 
irina-litsey27Дата: Суббота, 18.02.2012, 16:20 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Профессор МГИМО выступил с лекцией в КГУ
http://www.medinskiy.ru/professor-mgimo-vystupil-s-lekciej-v-kgu
Председатель комитета по культуре Госдумы РФ, известный историк и политолог Владимир Мединский встретился со студентами и преподавателями гуманитарных факультетов Курганского государственного университета. Он выступил с лекцией, посвященной допетровской Руси.
 
Форум » В мире математики... » В помощь школьному учителю » для внеклассной работы или просто интересное
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск: