[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » В мире математики... » Встречи и интервью с учеными » интервью с деканом мех.мата МГУ Чубариковым В.Н. (математика — наука небесная, божественная.)
интервью с деканом мех.мата МГУ Чубариковым В.Н.
irina-litsey27Дата: Пятница, 08.07.2011, 00:38 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
15.01.2011. ©: Бюджет Тема: Человек и общество Все на спасение математики!
Россия, страна с богатой научной историей, сегодня имеет экономику, ориентированную в основном на экспорт сырья. Очевидно, что объявленные Президентом РФ модернизация и построение инновационной экономики — необходимые условия для развития страны. Вместе с тем эти задачи представляются крайне сложно выполнимыми без кадрового обеспечения соответствующего уровня.
Чермен Заурбекович ДЗГОЕВ, экономист

Американский миллиардер борется за математическую грамотность
В 2004 году американский миллиардер и филантроп Джеймс Саймонс пожертвовал 25 млн долл. своих личных средств на то, чтобы учредить некоммерческую организацию «Математика для Америки» (Math for America — MfA). Миссией этой организации является улучшение качества преподавания математики в школах США посредством найма, тренинга и удержания высококвалифицированных преподавателей математики в средней школе.

Кто такой Джеймс Саймонс? Бывший профессор математики, преподававший в МТИ, Гарварде и считающийся одним из основоположников кафедры математики в Нью-Йоркском университете Stony Brook, в котором Саймонсу удалось за несколько лет создать одну из сильнейших школ геометрии не только в США, но и в мире. Обладатель премии Освальда Веблена, учрежденной Американским математическим обществом и соавтор знаменитой теоремы Черна-Саймонса. Основатель одного из самых успешных хедж-фондов в мире Renaissance Technologies. Так что же сподвигло этого выдающегося ученого и трейдера на столь существенные пожертвования?

Своеобразным катализатором для учреждения программы «Математика для Америки» послужили результаты проведенного в 2003 году международного исследования в области математической грамотности среди пятнадцатилетних школьников трех десятков индустриально развитых стран. В этом исследовании подростки из США заняли «почетное» 23-е место. Как ни странно, столь удручающие результаты не вызвали широкого резонанса в американском обществе, что не могло не задеть Саймонса как человека, посвятившего математической науке большую часть своей жизни.

Кроме того, миллиардер увидел пугающую перспективу для американцев через призму своего хедж-фонда Renaissance Technologies, подавляющее большинство сотрудников которого — выходцы из других стран. Renaissance Technologies — фонд высокочастотной торговли, где основой для заключения сделок являются сложные математические алгоритмы, реализуемые на мощных вычислительных системах. Сотрудники компании, как правило, имеют докторские степени по математике, физике или в области компьютерных наук (computer science), что позволяет им разбираться в этой исключительно интеллектуально емкой деятельности.

Некоммерческая организация «Математика для Америки» предлагает две программы: MfA Fellowship — для желающих преподавать математику и MfA Master Teacher — для действующих преподавателей математики. С момента основания программа, стартовавшая на территории штата Нью-Йорк, получила распространение и на территории других штатов. Похоже, что призыв Джеймса Саймонса повышать математическую грамотность на федеральном уровне, многократно им озвученный, в том числе и во время доклада на собрании губернаторов американских штатов, находит отклик в сердцах и умах американцев.

Ситуация, сложившаяся в России
Преподаватель математики в средней школе США, по данным сайта PayScale.com, получает в среднем 35 тыс. долл. в год. Вряд ли нужно уточнять, насколько это больше, чем зарплата его российского коллеги. В то же время выпускники российских школ и вузов и сейчас с завидной регулярностью становятся победителями математических олимпиад и обладателями престижнейших международных математических наград. По словам руководителя национальной сборной по математике, президента международной математической олимпиады (ММО) Н. Х. Агаханова, «математические олимпиады предполагают в первую очередь “креативность” участника, то есть способность создания за короткий временной период олимпиады новой (по крайней мере для него) логической конструкции. В олимпиадах почти по всем другим предметам большую роль играет объем знаний участника, которым он может овладеть самостоятельно (по книжкам, через Интернет). Именно поэтому по другим предметам география победителей гораздо шире, а у математиков, увы, есть явные лидеры, разбирающие почти все призы: Санкт-Петербург, Москва, Кировская, Московская, Омская, Свердловская, Челябинская, Ярославская области и Краснодарский край, и почти все победители — из нескольких ведущих школ этих регионов. Это свидетельствует о проблеме отсутствия сильных педагогических кадров во многих школах». Как считает Н. Х. Агаханов, в математических олимпиадах не все талантливые школьники раскрываются из-за отсутствия рядом хорошего педагога, способного выявить талант и главное — помочь ученику на начальном этапе: самостоятельно школьник не может установить правильность решения задач, ведь только в математике задачи начинаются со слов «докажите, что», соответственно ответом является не число или название, а последовательность логических рассуждений.

Одним из ярких доказательств падения интереса к математике в нашей стране может служить сопоставление тиражей научно-популярных журналов в Советском Союзе и в современной России. Так, некогда чрезвычайно популярный физико-математический журнал для школьников «Квант» в 80-х годах прошлого столетия издавался тиражом 300 тыс. экземпляров ежемесячно, сейчас же журнал выходит раз в два месяца и издатели рады тиражу в пять тыс. экземпляров.

Конечно, в качестве объяснения данного явления можно указать на развитие Интернета: сегодня во всем мире печатные издания журналов и газет конкурируют со своими же онлайн-версиями и зачастую проигрывают последним. Однако, к примеру, тираж американского научно-популярного журнал «Scientific American» за последние 50 лет увеличился в десятки раз и сегодня составляет порядка 720 тыс. экземпляров (600 тыс. в Америке и около 120 тыс. за ее пределами). При этом тираж продолжает увеличиваться, несмотря на развитие Интернета (еще в 2005 году общий тираж составлял около 640 тыс.).

Вернемся к России и ее предшественнику СССР. Тираж советского аналога «Scientific American» — журнала «Наука и жизнь» в 80-е годы достигал 3,5 млн экземпляров ежемесячно, сейчас он составляет порядка 45 тыс. экземпляров. Сегодня самый издаваемый научно-популярный журнал в России — «Популярная механика», и его тираж составляет лишь 220 тыс. экземпляров. Даже с учетом поправки на то, что население современной России составляет лишь около 51 % от населения СССР (данные последних переписей населения 1989 года в СССР и 2002 года в России), налицо колоссальное падение интереса к научно-популярным журналам.

Надо сказать, что появились и новые издания аналогичной направленности, но их тиражи также ничтожно малы. Среди конкурентов журнала «Квант» можно отметить появление в 2005 году журнала «Потенциал», издаваемого при участии преподавателей Московского физико-технического института, который выходит тиражом лишь в четыре тыс. экземпляров. Как мы видим, конкуренция также не является определяющим фактором падения спроса на научно-популярные журналы для школьников.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

•несмотря на хорошие результаты, показываемые нашими школьниками на математических олимпиадах, происходит сужение географии регионов, «поставляющих» таланты, и концентрация знаний на базе ведущих школ этих регионов;
•наблюдается явное снижение интереса школьников к математике на фоне общего падения интереса к науке в стране;
•квалификация преподавателей математики в школах является особо важным фактором ввиду специфики самого предмета и трудности его самостоятельного осваивания.

Национальная идея
Очевидно одно: без должной государственной поддержки образования и ученых тот импульс, который был дан естественным наукам в СССР, неизбежно иссякнет в ближайшем будущем и тогда мы останемся на интеллектуальных задворках мира, лишь теша себя воспоминаниями о былых научных достижениях. Престиж профессии учителя можно и крайне необходимо повышать. Это может быть сделано как по прямой аналогии с описанной американской программой, так и по своей оригинальной программе, которую еще только предстоит разработать. И, конечно, необходимо участие в данной инициативе обладателей крупных капиталов — меценатов, готовых вложить средства в будущее своей страны.

«Математику уже за то любить стоит, что она ум в порядок приводит» М. В. Ломоносов
Мы обратились к представителям российского научно-образовательного сообщества с вопросом: какова, по их мнению, значимость изучения математики для общего интеллектуального развития человека, а также для понимания экономических процессов, и что нужно делать, чтобы возродить былой интерес к математике, восстановить престиж научной деятельности, решить кадровый вопрос.

Владимир Николаевич ЧУБАРИКОВ, и. о. декана механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

— Конгресс США и Политбюро ЦК КПСС дважды принимали решение по развитию математики в своих странах, они понимали, что математика — становой хребет любой науки. Однако очень важно не подходить к изучению математики формально, превозносить значимость любого математического утверждения. Самое главное, чтобы люди научились логически мыслить, правильно рассуждать, анализировать ситуацию. Математическое образование очень помогает при работе банковским аналитикам, юристам, математику обязательно изучают психологи, географы. Если экономисты отказываются от математической статистики, то это — гибель для науки.

А для того чтобы возродить интерес к математике, рецепт один — нужно очень много работать. К сожалению, сейчас люди разучились трудиться, это видно и по школьникам, и по студентам многих вузов. Если мы будем думать, что только денежные отношения могут что-то решить, то ничего не получится, необходимо понять, почему же все-таки упал интерес к науке в целом и к математике в частности. Не зря современное поколение называют «кнопочной молодежью», оно не слишком интересуется самими явлениями, пониманием их сути. В этом виноваты мы, взрослые, так как перестали приучать детей с самого раннего возраста, трех-пяти лет, к исследованию, докапыванию до сути.

http://bujet.ru/article/108135.php
 
irina-litsey27Дата: Пятница, 08.07.2011, 00:45 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Краткая биография.
Владимир Николаевич Чубариков родился 5 января 1951 года в с. Aпaльково Сосковского paйона Оpловской облaсти.

В 1969 году окончил физико-математическую школу №18 при МГУ (СУНЦ МГУ). В 1974 году окончил механико-математический факультет МГУ по специальности математика. В 1976-1978 и 1980-1984 годах - преподаватель математики ФМШ №18 при МГУ[1]. Докторскую диссертацию защитил в 1989 году. С 1992 года — пpофессоp кафедры математического анализа механико-математического факультета МГУ.

Читaет основной куpс "Мaтемaтический aнaлиз" для студентов мехaнико-мaтемaтического фaкультетa и спецкуpсы: "Избpaнные глaвы aнaлитической теоpии чисел", "Методы pешетa в теоpии чисел", "Aддитивные зaдaчи теоpии чисел".

Опубликовaл более 110 нaучных paбот и 11 монографий, в т.ч. книги "Теоpия кpaтных тpигонометpических сумм" (1987, совм. с Архиповым Г.И. и Карацубой А.А.), "Лекции по математическому анализу" (1999, совм. с Архиповым Г.И., Садовничим В.А.), "Арифметика. Алгоритмы. Сложность вычислений" (1996, совм. с Гашковым С.Б.), "Элементы арифметики" (1999).

В 2005 году указом президента России награждён медалью Ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

16 января 2006 г. на ежегодном общем собрании Академии Информатизации Образования Владимир Николаевич Чубариков был избран вице-президентом Академии.

Среди учеников В.Н. Чубарикова 24 кандидата и 2 доктора наук.

Областью научных интересов Чубарикова являются аналитическая теория чисел, аддитивные проблемы теории чисел, методы решета в теории чисел, алгоритмические проблемы теории чисел, математический анализ.

Им получены новые оценки полных paционaльных тpигонометpических сумм; кpaтных тpигонометpических сумм общего видa, в чaстности, в случaе, когдa пеpеменные суммиpовaния пpобегaют знaчения последовaтельных пpостых чисел. Pешил пpоблему Гильбеpтa-Кaмке в пpостых числaх. Темa кaндидaтской диссеpтaции: "Кpaтные тpигонометpические суммы". Темa доктоpской диссеpтaции: "Многомеpные пpоблемы теоpии пpостых чисел".

http://www.peoples.ru/science/mathematics/vladimir_chubarikov/
 
irina-litsey27Дата: Пятница, 15.07.2011, 00:32 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
http://teacher.msu.ru/school2010/matematika
Очень содержательный доклад о преподавании не только математики прослушали участники этой школы.
http://www.it-n.ru/board.a....&page=4
 
irina-litsey27Дата: Среда, 20.07.2011, 22:31 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Владимиру Николаевичу принадлежит и идея создания книги воспоминаний мехматовцев
http://www.math.ru/lib/files/pdf/mehmat/mm2.pdf
 
irina-litsey27Дата: Четверг, 17.11.2011, 20:40 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Владимир Николаевич Чубариков, и.о. декана механико-математического факультета МГУ, празднует юбилей
http://www.taday.ru/text/1196826.html
http://mkma.math.msu.su/o_kafedre
 
irina-litsey27Дата: Четверг, 17.11.2011, 20:46 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
http://narfu.ru/univercity/persona/?ELEMENT_ID=16638
Владимир Чубариков: писал стихи, а стал математиком
 
irina-litsey27Дата: Четверг, 17.11.2011, 21:01 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
http://www.webground.su/rubric/2010/05/31/nauka_matematika/retro/
Московская правда (Москва) , N114 31.5.2005
Эпоха глазами ученого.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Среди множества книг, изданных к 250-летию главного университета страны, стоит, пожалуй, особо выделить эту: в издательстве "Минувшее" только что вышел сборник "Математики рассказывают" (консультант издания - доктор физико-математических наук, профессор В. Н. Чубариков).
 
irina-litsey27Дата: Суббота, 19.11.2011, 15:53 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Воспоминания о И.М. Виноградове (8 декабря 2004 г.)

ВОСПОМИНАНИЯ О И. М. ВИНОГРАДОВЕ.
ЛЕКЦИЯ В МЕМОРИАЛЬНОМ КАБИНЕТЕ Л.И. СЕДОВА
http://www.imec.msu.ru/pages/05-03-17-5976848.html
 
irina-litsey27Дата: Суббота, 30.06.2012, 13:10 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
http://teacher.msu.ru/teacher/summer_school/2012/matematika
Математика как научная и учебная дисциплина. И. о. декана механико-математического факультета, профессор В. Н. Чубариков
 
irina-litsey27Дата: Пятница, 13.07.2012, 00:44 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1663
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
http://demografia.viperson.ru/wind.php?ID=569634
E-mail: chubarik@nw.math.msu.su

--------------------------------------------------------------------------------
 
Форум » В мире математики... » Встречи и интервью с учеными » интервью с деканом мех.мата МГУ Чубариковым В.Н. (математика — наука небесная, божественная.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: